
«Белый тигр» Карена Шахназарова все-таки удостоился золотой статуэтки.
Несколько дней назад мне довелось брать интервью у Брайана Де Пальмы. Он рассказал, в частности, что давно утратил интерес к «Оскару», «Золотому Глобусу» и пр., потому что, с его точки зрения, все эти премии – политика, несмотря даже на тот факт, что порой в списки награжденных просачиваются действительно хорошие работы. Интересно, что подумал бы он, побывав на премии «Золотой Орел»?Кстати, шанс ознакомится с лучшим, по версии академиков, фильмом этого года у Де Пальмы был: «Белый тигр» Карена Шахназарова выдвигался на «Оскар» от России, хотя в шорт-лист Американской киноакадемии ожидаемо не попал.
«Орел» с самого момента своего создания позиционировал себя как премию ответственную, чей выбор не может быть случаен, а всегда обусловлен целых рядом политических, тактических, дипломатических и художественных соображений. Причем то, что слово «художественный» в этом списке стоит на последнем месте, – отнюдь не случайность.
Правда, нынешний «Золотой Орел» уже на уровне номинаций преподнес сюрпризы, в том числе и приятные. Показалось даже, что он вдруг стал подвержен либеральным веяниям: ведь одним из лидеров стал фильм «Орда» - жесткое идеологическое высказывание на тему «откуда есть пошла» российская государственность, и от какого наследства мы и хотели бы, но никак не можем отказаться. Сценарий «Орды» написан Юрием Арабовым, режиссером же стал Андрей Прошкин – руководитель КиноСоюза, оппозиционной по отношению к Союзу кинематографистов организации.
В этом смысле широта взглядов михалковской академии приятно удивила. Тем более что и Арабов, и Прошкин получили призы в своих номинациях. А вот признать «Орду» лучшим фильмом для Академии оказалось уже выше сил. В этой категории, помимо картины Прошкина, были представлены «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова, «Шпион» Алексея Андрианова, «Духless» Романа Прыгунова и «Белый тигр» Карена Шахназарова. Нетрудно заметить, что глава студии «Мосфильм», в первом павильоне которой традиционно проводится церемония «Золотого Орла», является в данном списке единственным мэтром. И вполне возможно, многие академики действительно голосовали за его картину - ведь голосуют, как правило, чаще за имена и заслуги, чем за конкретную работу. Но когда «Белый тигр» был провозглашен со сцены лучшим фильмом, возникло ощущение, что неловкость испытали все, в том числе и сам Шахназаров.
Вопрос, зачем «Золотой Орел» вновь, вслед за российским оскаровским комитетом, по сути, подставляет уважаемого всеми Карена Георгиевича, остается без ответа. Шахназаров – не Брежнев поздней поры, готовый радоваться любой награде, как новой игрушке. Он - зрелый, профессиональный, ответственный человек и вручать ему высшие премии только «потому что начальник» - значит, ставить в неудобное положение и его, и коллег.
Похоже, получая своего «Золотого Орда» за лучшую женскую роль, неудобство испытала и Анна Михалкова («Любовь с акцентом»). «В этой номинации – гениальная Роза Хайруллина, кинобогиня Рената Литвинова, ну при чем тут я?» - возмущалась Анна Никитична, причем, совершенно искренне. Наверное, действительно правильнее было бы вручить приз Хайруллиной из «Орды» (эта роль уже принесла ей награду ММКФ), но лично мне награждение Анны Михалковой кажется абсолютно справедливым. Ведь и у Хайруллиной, и у Литвиновой был мощный драматургический материал, а Михалкова сделала свою роль буквально из ничего: из атмосферы, улыбок, взглядов, жестов, и главное - отсутствия боязни быть смешной и нелепой. Продемонстрировав, что она действительно одна из лучших современных актрис. Кстати, месяц назад на благотворительном аукционе Action была показана (а впоследствии – продана за рекордную сумму) короткометражка Федора Бондарчука «Плов», где у Михалковой – абсолютно блистательная работа. Она за несколько минут, произнося написанный Дуней Смирновой уморительно смешной монолог, успевает рассказать о своей героине больше, чем иной полноформатный двухчасовой фильм.
Мужские актерские награды - Даниле Козловскому за главную роль (Духless), Андрею Смолякову за роль второго плана («Высоцкий») и Сергею Маковецкому за лучшую роль в сериале («Дело гастронома номер 1») – были вполне ожидаемы, и вручение их сопровождалось дружными аплодисментами.
Единственной номинацией, собравшей фильмы, уже получившие международный резонанс, стала документальная. Здесь соревновались: участник фестиваля в Локарно, снятый молодыми режиссерами из мастерской Марины Разбежкиной фильм «Зима, уходи» - о протестном движении, открывавшие Венецианский фестиваль прошлого года «Антиподы» Виктора Косаковского и показанный в Венеции уже в этом году «Антон тут рядом» Любови Аркус. Победил «Антон».
Вопрос, как могла академия проигнорировать такие яркие явления, как «Рассказы» Михаила Сегала и «Жить» Василия Сигарева, к сожалению, можно счесть риторическим. Режиссеры эти достаточно молоды и не входят в кинематографический истеблишмент, язык их фильмов – нов, какие уж тут «Орлы»? Эти птицы летают только по проторенным маршрутам.
Просмотров: 389 | Коментариев: 0