
«Если бы не было Распутина, то противники царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой, из меня, из кого хочешь»,
Личный врач Николая Второго Евгений Боткин, убитый с царской семьей в 1918 году
Справедливости ради стоит отметить, что режиссер у фильма один – француз Жозе Дайа – и в оригинальном виде лента длится около трех часов. Для российского кинофестиваля же было решено урезать фильм до 87 минут, что сделал Квирикадзе (подбор кадров, монтаж), и написать новую музыку, что сделал также грузинский композитор Энри Лолашвили. Ленты различаются не только длительностью: «Французская версия, которая несколько раз уже успешно транслировалась по телевидению во Франции и очень полюбилась зрителям, гораздо лиричнее и романтичнее. Российская намного академичнее», - сказал на пресс-конференции после показа Депардье.
Блестящий актерский состав, большую часть которого по настоянию Депардье являют русские артисты, вероятно, объясняет успех у французских зрителей: Фани Ардан, Владимир Машков, Константин Хабенский, Филипп Янковский, Данила Козловский, Ирина Алферова, Ксения Раппопорт и т.д. В каждом кадре ощущается масштаб и размах задумки: залы Юсуповского и Царскосельского дворцов, куда французскую съемочную группу пустили после личного распоряжения Путина, сибирская деревня, платья, настоящие украшения... Однако единственный герой, в образе которого читается история, глубина и дух, - это император Николай Второй (Владимир Машков): в его фигуре словно сошлись все грехи Романовых, отчего взгляд печален, смирён и мужественен. Машков не просто играет, а проживает в кадре историю венценосной династии...
В остальном же многие сцены кажутся лишь красивыми открытками; все проговаривается, упрощается и расшифровывается. После просмотра российские зрители скромно негодовали о поверхностности и примитивности в раскрытии как образа Распутина, так и в целом русского народа, который также символизирует сибирский крестьянин. Возможно, виной некоторой корявости стала вынужденная мера по сокращению оригинальной, «лиричной и романтичной», ленты. А, может, объяснение кроется в том, что взгляд обоих режиссеров на самый тяжелый в истории государства Российского период (1905-1916 гг) исходит не изнутри, а из вне: французский и грузинский взгляд, но не русский.
Депардье признался после показа, что мечтал сыграть Распутина всю сознательную актерскую жизнь, и эта любовь к персонажу видна: сибирский мужик и целитель показан как человек, пытавшейся спасти Россию. Если, вопреки советской пропаганде, вдуматься, что говорил Распутин, то он предстает действительно, как говорила императрица Александра Федоровна (Фани Ардан), «посланцем Божьим». Фильм акцентирует внимание на двух его пророческих предостережениях – не вступать в войну с Германией (иначе она станет гибельной для России) и не убивать его самого («Покуда я жив, будет жить и династия»). Под впечатлением картины, естественно возникает вопрос: был ли Распутин таким уж злом и кто привел Россию к гибели – Распутин или те, кто его убили? В ответе на этот вопрос кроется главное достоинство картины, которое не сразу очевидно.
Как известно, Распутина убил Феликс Юсупов (Филипп Янковский), а добил выстрелом в лоб великий князь Дмитрий Павлович (Данила Козловский). Историческая правда такова, что убийцы Распутина были любовниками: несмотря на официальные браки с обеих сторон, они состояли в романтических отношениях. Уже в эмиграции из своего дома в Булонском лесу, который испокон веков известен каждому парижанину как место встречи проституток и трансвеститов, Юсупов признавался, что тогда в 1916 году пришел к Распутину с целью вылечиться от «содомского греха», но тот попытался его склонить на любовь втроем с женой, он оскорбился и организовал убийство. Однако вдумчивый анализ ситуации открывает другие смыслы этой смерти. Деньги на убийство дала самая богатая тогда женщина в Европе Зинаида Юсупова (Ирина Алферова). Знаменитый выстрел в лоб Дмитрия Павловича был произведен из револьвер британских офицеров Webly.455, а в 2004 году британские историки призналипричастность разведки Ми-6 к убийству Распутина. Это все факты, которые, кажется, к сегодняшнему дню не имеют никакого отношения… Важно другое: сцены с Юсуповым и великим князем Дмитрием Павловичем, легко и иронично сыгранные Янковским и Козловским, проникнуты гомоэротической эстетикой, созданной языком намеков и кротости любовников. Многозначительное «Нет» Дмитрия Павловича в ответ на приглашение на суарэ, заигрывания Распутина с Юсуповым, - такое общение видеть, к сожалению, уже не в первой сегодня. Картина показывает, как эстетика гомосексуального перерождается в эстетику преступного: и вот последний выстрел в лоб уже мертвого Распутинастановится показным жестом любовников-мужчин. При этом гомоэротическая тема является далеко не основной и не вытесняет главную – тему России и ее судьбу.
К Депардье можно по-разному относиться. Однако трудно не заметить, как светятся его глаза, когда он заговаривает о России. Не знаю ни одного российского актера и режиссера, который бы с такой любовью о нашей стране говорил (пожалуй, только Михалков, которого, почему-то, все так устойчиво и непобедимо презирают). «У России большое будущее. Поэтому я здесь и с вами», - сказал Депардье. И пусть иногда фразы в фильме о душе и России кажутся надуманными, «Распутин» - кинематографический оммаж от Франции России, от Депардье к нам всем. Пустячок – а приятно.
Анна Бояринова
Просмотров: 695 | Коментариев: 0